Нерсесянц История Политических и Правовых Учений Учебник

Это стабильная версия, отпатрулированная 4 октября 2017. Фемида — греческая богиня правосудия, символизирующая нерсесянц История Политических и Правовых Учений Учебник ценность права. У этого термина существуют и другие значения, см.

В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура, правосознание и правореализация. В многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, единого мнения на счёт общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

Право — это единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. Вместе с тем, определение праву можно дать при помощи формально-юридического метода, посредством перечисления в совокупности всех его основных признаков. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный, представляющий определённую правовую школу, их представления позволяют наиболее полно раскрыть сущность права.

Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное, О.

Полная рецензия на «Нерсесянц История Политических и Правовых Учений Учебник»

  • Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В.
  • Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.
  • Для позитивистов правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение.
  • Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов.

Так, например, Марксистская школа говорит о возведённой в закон воле господствующего класса и вместе с тем о совокупности правовых норм. С точки политических позитивистов властная учебник нерсесянц единственной отличительной особенностью права. Показательным правовых является высказывание Томаса Гоббса: «Правовая учений закона состоит только и история, что он является приказанием суверена».

Подобные представления в XIX веке развивали Д. Для философско-правовых школ право обладает самостоятельной сущностью.

В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат надпозитивным, естественным правам человека. Школами, следующими философско-правовому правопониманию, право рассматривается как форма общественного сознания. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола власти.

Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании философско-правового подхода в официальных представлениях о природе права. В свете доктрины натуралистической юриспруденции, предложенной украинским учёным-правоведом А.

Костенко, право — это природные законы социальной жизни людей, воплощённые в законодательстве и правовой культуре людей. Чем полнее эти законы воплощены в законодательстве и правовой культуре людей в данном обществе, тем совершеннее право данного общества. Основываясь на идее социального натурализма, учёный развивает социально-натуралистическую доктрину правопонимания.

Нерсесянц История Политических и Правовых Учений Учебник

В соответствии с этой доктриной если законодательство и правовая культура людей не отражают надлежащим образом природные законы общественной жизни людей, то имеет место псевдоправо. Одной из форм псевдоправа является так называемый правовой волюнтаризм.

Нерсесянц История Политических и Правовых Учений Учебник

В рамках философско-правовых правопониманий среди прочих существуют естественно-правовой и либертарно-юридический подходы. С точки зрения естественно-правового подхода, помимо права, создаваемого государством, существует ещё некое «естественное право», имеющее бо́льшую силу, чем позитивное. Под ним понимаются представления о справедливости и общем благе, в частности — это право на жизнь, на свободу, собственность, равенство и т. Разработчиком либертарно-юридического подхода является академик РАН В.

Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трёх компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости. Современным оригинальным разработчиком либертарно-юридической теории является профессор Высшей школы экономики В. Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу.

В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным. Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром.

Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.